20 число уже прошло.но не написать об этом я не могла
20 октября 1982 года - черный день для Спартака, для российского футбола и вообще для Футбола.
"Советский Союз. 1982 год. Страна ударно выполняет план XI-ой пятилетки и доживает последние дни под руководством Леонида Ильича Брежнева. Советский футбол на подъеме: сборная СССР на Чемпионате мира — 1982 выбывает из борьбы во втором групповом раунде, уступив лишь в дебютной встрече сборной Бразилии. В самой же стране происходит самая массовая спортивная трагедия за всю ее историю.
20 октября 1982 года московский «Спартак» проводил матч Кубка УЕФА с голландским «Харлемом» на БСА «Лужники». В этот день температура в столице опустилась до отметки в минус десять градусов, поэтому на матч пришло не слишком много зрителей. Почти всех болельщиков, независимо от билетов, посадили на трибуну «С». Красно-белые открыли счет в начале матча благодаря усилиям Эдгара Гесса. Мерзкая погода и пасмурный матч вынудили многих болельщиков покинуть стадион пораньше. Так как были открыты только одни ворота, исходящая процессия саппортеров тянулась медленно. На последней минуте игры Сергей Швецов забил второй мяч в ворота «Харлема», и уже уходящие болельщики повернули обратно. Образовалась грандиозная давка на лестничном марше, в результате которой только по официальным данным погибли 66 человек. Неофициальные данные (западная пресса, родственники погибших) огласят позже совсем другую цифру — 340 умерших. Большинство погибших разрешили похоронить лишь на 13-ый день после трагедии. Информация об инциденте в «Лужниках» появилась только в одной газете: на следующий день «Вечерняя Москва» скупо упомянула, что после матча «Спартак» — «Харлем» произошел некий неизвестный несчастный случай, в результате которого имеются пострадавшие."
Официально обвинили директора БСА, но они избежали наказания. а так виновными делают фанатов.они якобы пили спиртные напитки, бросались бутылками и т.д. Такую историю мы слышим и по сей день
"При счёте 1:0 в пользу «Спартака» (первый мяч забил известный немец советского футбола Эдгар Гесс) за несколько минут до финального свистка часть болельщиков стала покидать трибуны. В этот момент Сергей Швецов забил в ворота «Харлема» второй мяч, и многие болельщики повернули обратно. Для болельщиков в этот день была открыта только одна — восточная — трибуна, и все ворота, которые вели с неё на улицу, кроме одних, были закрыты милицией во избежание беспорядков; это и подтолкнуло многих болельщиков к тому, чтобы досрочно покинуть стадион во избежание долгого выхода после игры на холодном воздухе.
К воротам с трибун вела вниз широкая лестница, ступени которой в этот день были покрыты наледью. Начавшие спускаться по ней уже физически не могли повернуть назад. Спаслись лишь молодые люди с хорошей физической подготовкой, которые смогли подтянуться и вылезти из давки через поручни балюстрады. В этих-то единственных наполовину открытых воротах и столкнулись два потока людей — покидавших трибуну и возвращавшихся на неё.
Пространство от нижних ступеней лестницы до решётки ворот оказалось завалено в несколько слоёв телами погибших и умирающих. Через решётку торчали руки людей, которым в этот момент никто не мог помочь. В этой катастрофической давке погибли студенты многих московских вузов, так что уже на следующий день об этой трагедии было почти всем известно.
Матч был доигран до конца и закончился победой «Спартака» 2:0. Узнав о случившемся, Швецов заявил, что сожалеет о забитом им голе.
Единственное сообщение, появившееся в печати (газета «Вечерняя Москва» ;), выглядело так:
«Вчера в „Лужниках“ после окончания футбольного матча произошёл несчастный случай. Среди болельщиков имеются пострадавшие»
Очень жаль что такое вообще может быть в жизни.Люди погибли не по своей вине.и как идти на стадион, если есть опасения.если стоит вопрос о твоей жизни?! Люди умирали и никто не мог им помочь!Они пришли посомтреть на свой любимый клуб…и этот матч стал последним для них
Давайте вспомним сегодня, друзья,
Тот роковой черный день октября.
И тот победный трагический матч,
Что нам оставил слезы и плач.
Тогда погибло много людей,
Ничем не сгладить боль матерей.
В ужасной давке гибли они,
Ни чем помочь мы им не могли.
Кровь, алая кровь, в крови стадион.
Кровь, алая кровь, крики и стон.
Вновь сердце болит, не вспомнить нельзя,
Нам о том двадцатом октября.
И с той поры не один год прошел,
И приходя в Лужники на футбол,
Мы вспоминаем наших ребят,
И не забудем горечь утрат.И красно-белый наш флаг Спартака,
Сегодня держит другая рука.
И пусть давно тех ребят нет в живых,
Мы никогда не забудем о них.
Двадцатое число — кровавая среда;
Фанат ты этот день запомнишь навсегда.
И закрывался матч на кубок УЕФА.
Играл «Хаарлем» и наш «Спартак» (Москва).
Не упустив свой шанс, ты всё ж забил свой мяч,
И вот звучит свисток финальный — закончился предсмертный матч.
И мы тогда все рады были, что мы сегодня победили.
Никто, никто не знал ещё тогда про подлость старого мента