Мы рассмотрели три тесно связанных между собой группы мотивов, образующих часть общей мотивной структуры. За пределами работы остался еще целый ряд мотивных узлов, в частности, связанный с оживающей статуей, образами вакханки и смиренницы, самозванцем и исторической темой, темой загробного свидания и др. Отсутствие полного анализа не позволяет отчетливо выступает общий принцип работы мотивной структуры. Повторяющиеся компоненты смысла переходят от одного текста к другому, перекладываются в разных сочетаниях, так что каждый отдельный текст, подобно повороту калейдоскопа, открывает очередное, каждый раз новое сплетение мотивных узлов. Различные мотивные комбинации, представленные в разных текстах, взаимодействуют между собой, ассоциативно накладываются друг на друга, так что в восприятие каждой данной мотивной фигуры входит память о тех сочетаниях, в которые были плетены компоненты этой фигуры в других контекстах. Огромная сложность и богатство этой структуры, разнообразие комбинаций и вариантов, в которых репродуцируется каждый компонент и в то же время, при всем этом разнообразии, достаточно ясная узнаваемость вариантов, создающая предпосылки для активного ассоциативного взаимодействия, соответствует богатству генерируемого смысла. Результат работы этой структуры и дает, по-видимому, то, что составляет смысл поэтического произведения (или, во всяком случае, его значительную часть), сверх вербально выраженного «прямого» значения. Все то, что при поверхностном наблюдении выглядит случайным и малозначительным – сравнения, стандартные поэтические «сюжеты» и даже прямые репродукции поэтического клише, – приобретают совершенно иной смысл, будучи включено в сложную систему мотивных ассоциаций; иным становится и понимание соотношения между отдельными элементами стихотворения – его композиция воспринимается как еще один образец сплетения мотивной ткани, на фоне других, сопоставляемых с ней фигур, представленных в других текстах.
Гаспаров Б. М., Паперно И. К описанию мотивной структуры лирики Пушкина