– «Черный лебедь» – это тест Роршаха для зрителей, – говорит Натали Портман. – Каждый увидит в нем что-то свое. И это лучшее, чего можно ждать от фильма вообще.
Есть ли что-то общее между Натали и ее героиней?– Я начала сниматься в кино еще ребенком. И поначалу хотела всем угодить, постоянно ждала одобрения, – вспоминает актриса. – Сейчас я тоже неравнодушна к похвалам, но понимаю, что нужно искать способ выразить себя, а не пытаться быть такой, какой тебя хотят видеть. Нина, несмотря на свой возраст, инфантильна: она пытается угодить матери, руководителю труппы, хочет идеально соответствовать стандартам… Но в конце концов понимает, что достичь совершенства можно только одним способом – понравиться самой себе.
Для того чтобы подготовиться к съемкам фильма, 29-летней актрисе пришлось пройти курс профессиональной балетной подготовки.
– Я начала практически с нуля, – вспоминает она. – Я занималась балетом с 5 до 13 лет, но впервые встала на пуанты всего за полгода до того, как бросила танцы. Я помнила некоторые движения и термины, правильное положение ног… вот, пожалуй, и все. Остальному пришлось учиться.
Тренировки начались за год до съемок – семь дней в неделю, пять часов в день. Учительницей Натали стала Мэри Хелен Боуэрс, опытная балерина из «Нью-Йорк Сити Балет». Портман ежедневно проплывала по миле – для тренировки сердечной мышцы и улучшения осанки – и старательно разрабатывала ступни, чтобы вновь встать на пуанты.
За два месяца до начала съемок актриса начала танцевать. Хореографические этюды для нее разрабатывал не кто иной как Бенжамин Миллепье.
– Нам приходилось идти на взаимные уступки, – вспоминает Натали. – Бенжамин придумывал последовательность движений, потом смотрел, что у меня получается, а что нет, и вносил поправки.
Интересно, что хореограф записывал занятия на видеокамеру. Это делалось для того, чтобы Даррен Аронофски заранее увидел, с каких ракурсов танец Натали смотрится наиболее выигрышно.
За время «марафона» Натали потеряла почти 10 кило веса.
– Я ела меньше, чем обычно, маленькими порциями, но часто, – говорит она. – Я вегетарианка, а не веган, но во время съемок отказалась от любых продуктов животного происхождения.
Конечно, год, предшествовавший съемкам фильма, стал огромным стрессом для отважной Портман.
– Это был шок для организма, – признается она. – У меня постоянно болели мышцы, особенно в первые месяцы. Зато на съемках я отделалась всего одной небольшой травмой – у меня сместилось ребро. Кстати, я не лечилась: нужно было просто отдохнуть, и ребро само встало на место.
Натали не скрывает, что существование проекта много раз оказывалось под угрозой. Полное финансирование было получено только тогда, когда съемки уже шли полным ходом.
– Такая вот самоуверенность, – смеется она. – Конечно, я рисковала. Но на самом деле, мне просто понравилось заниматься балетом. Если бы это было не так, я бы не выдержала.
Преподаватели Натали отзываются о ней как о послушной и талантливой ученице.
– Она удивительно быстро освоилась, – восхищается Миллепье. – Ее тело впитывает все как губка. Конечно, она очень умна. Но далеко не все умные люди способны двигаться.
Режиссер Даррен Аронофски познакомился с актрисой 10 лет назад.
– Я – преданный поклонник Натали, – заявляет он. – Для «Черного лебедя» я искал талантливую актрису, знакомую с балетным миром, и лучшей кандидатуры просто не могло быть. Она, как никто, способна к сотрудничеству. Мы много обсуждали сценарий и с подачи Натали полностью изменили финал. В финале Томас должен был назвать Нину «своей маленькой принцессой». Но Портман сказала: «Нет, Нина должна одержать более существенную победу». Она видела мир балета изнутри и хорошо знала, что он населен перфекционистами. Поэтому ей было интересно, на какие жертвы может пойти балерина, чтобы добиться совершенства.
Натали, в свою очередь, благодарна Аронофски за то, что он прислушивался к ее мнению.
– Я не спорю и не ругаюсь с режиссерами, – говорит она. – Но мне нравится работать с людьми, которые спрашивают: «Что ты думаешь?» – и хотят услышать ответ.
Действительно, сложно представить себе, что спокойная, интеллигентная, доброжелательная Натали может выйти из себя. За ней давно закрепился имидж «хорошей девочки». Но соответствует ли эта картинка действительности?