1) КРИТИКУЙ ПОСТУПКИ, А НЕ ТОГО, КТО ИХ СОВЕРШИЛ
Оппонент должен понять, что плох не он сам, а то, что он сделал. Забудь про фразы «Ты всегда…» и «От тебя другого я и не ждала…». И действительно, если кому-то не нравишься лично ты, хочется встать и уйти, когда же недовольны лишь поступком, есть о чем поговорить.
2) КРИТИКУЙ НАЕДИНЕ
Наличие свидетелей критики смущает и унижает человека. Ответная реакция – гнев и обида! Чтобы тебя услышали и поняли, говорите тет-а-тет. Особенно это важно в романтических отношениях.
3) БУДЬ КОНКРЕТНА
Четко формулируй то, что тебя не устраивает. Иначе в деталях потеряется суть. И не смешивай несколько замечаний. Не нравится, что подруга выболтала твой секрет? Так и скажи! Без: «Ты не позвонила, я ждала… И мне обидно, что…»
4) ПРЕДЛАГАЙ РЕШЕНИЕ
Мало просто критиковать, нужно знать, как все исправить. Или, по крайней мере, иметь варианты решения проблемы. Иначе в чем смысл твоего «фи»?
5) СОХРАНЯЙ СПОКОЙСТВИЕ
Агрессия порождает агрессию, а критика служит целям более высоким. Не повторяйся в аргументах, не повышай голос! Дождись, когда эмоции улягутся. Но и не упусти момент (см. пункт 6).6) КРИТИКУЙ ВОВРЕМЯ Куй железо, пока горячо. Разбор полетов актуален вскоре после события. Чем дольше затягиваешь, тем меньших результатов добьешься критикой и тем больше рискуешь прослыть злопамятной склочницей.
7) «ПРИНЦИП БУТЕРБРОДА» Неаппетитные замечания помещай между порциями похвалы. Это снизит напряжение. Человек не зафиксирует внимание на отрицательном, наоборот, захочет оправдать доверие. Но будь краткой! Например: «Иван, вы очень ценный сотрудник (похвала), но допустили ошибки в последнем отчете. Надеюсь, в следующий раз вы будете более внимательны (критика), ведь ваша исполнительность – то качество, за которое мы вами особенно дорожим (похвала) ».
8) ВЕДИ ДИАЛОГ Дай высказаться тому, кого критикуешь. Спроси, что он думает о случившемся, в чем сам видит причину проблемы. И выясни обстоятельства, о которых ты могла и не знать. Может, критиковать будет не за что.
9) НЕ ССЫЛАЙСЯ НА ДРУГИХ Критикуешь ты, и ты же отвечаешь за свои слова. Не прикрывайся чужим именем.
10) УМЕЙ ОСТАНОВИТЬСЯ Обсудили и нашли решение? Отлично! Поставь точку и больше не третируй оппонента некогда допущенным промахом.