Под фотографическим мусором лучше всего понимать наличие на изображении каких-то визуально-активных элементов, никак не относящихся к основной идее снимка. Например – вы хотели сфотографировать серых прохожих на фоне какого-то унылого городского пейзажа, но в кадр сбоку случайно попала припаркованная на тротуаре белая «Газель» с красной надписью "Канцтовары" на борту. Излишне, не по рангу отвлекающий внимание "автомобиль" и особенно текст являются тут фотографическим мусором, испортившим всю картину.
Однако, если вы снимаете «Газель» на выставке достижений отечественного автопрома, то фотографическим мусором уже будут являться случайные зеваки, и выставочные сооружения, попавшие в кадр. Как видите, понятие "мусора" в фотографии весьма относительно и далеко от чисто предметного понимания.
Наличие в кадре фотографического мусора не только размывает акцент на идее, но более того – существенно смещает акцент восприятия, вплоть до полного непонимания идеи снимка. Поэтому взаимодействие автора и зрителя часто напоминает разговор глухого с немым.
Вспомните, как творец лепит свою скульптуру. Видели ли вы когда-нибудь лишние фрагменты, бессмысленно выполненные рукой скульптора (Зураба Церетели в счёт не берём) ? Или кинофильм, в котором есть хотя бы один, не относящийся к сюжетной линии, кадр? Даже паузы даны для того, чтобы сказанное в предыдущем кадре уложилось у вас в голове. То же самое относится и к музыке, и к спектаклю, и к танцу, и к литературной прозе. Любой мазок кисти художника подчинён одному – произвести как можно более точное попадание в сердце своего зрителя. Иное называется графоманией, словоблудием и тому подобными словами, поскольку обычно вызывает отторжение уважающего себя зрителя. Только фотографы позволяют себе снимать всё то, что попало в кадр, ничуть не задумываясь о том, а нужно ли оно там.
Давайте отвлечёмся от нескончаемых упражнений с фотоаппаратом и штампования шедевров и вспомним фотографии известных фотографов. Вспомните ли вы в кадре лишние предметы, цвета или световые пятна? Удачное фото, независимо от того, что на нём изображено, прежде всего отражает принцип фотографического минимализма. Ничего лишнего: только сцена и действо; а если тут и присутствует какой-то «пунктум», элемент, не относящийся напрямую к идее фотоснимка, то он выгодно оттеняет эту идею, усиливает её «вкус». Примерно так же, как это делают специи в кулинарном блюде. Если в удачном кадре вы не встретите никаких активных сущностей, «плывущих против течения», то неудачные фотографии больше похожи на суп, сваренный по принципу «я тебя слепила из того, что было», включая мандарины с селёдкой в одной кастрюле.