Отец с детства отучал меня плакать. Раз плачешь, значит, даешь слабину, и тебя можно застать врасплох. Надо быть сильной, сильные побеждают, и все в этом духе. Помню нестерпимое щекотание в горле, когда слезы уже подступают, и надо бы дать им волю, но я мужественно борюсь с ними. Мерзкое ощущение.
Но еще противней было, когда в музыкальной школе педагог Татьяна Яковлевна била меня по рукам линейкой. За каждую ошибку. Сила воли – ключ к успеху, твердила мне она. Слава богу, через год мы переехали, и ноги, вернее, руки моей у Татьяны Яковлевны больше не было.
А недавно я познакомилась с одним иностранцем. И не где-нибудь, а в Эрмитаже. Я показывала друзьям главную питерскую достопримечательность, ну а он приехал, видимо, Россию-матушку посмотреть. И у одной картины, изображающей крестьянку за работой, он нам выдал: «Русские женщины – они такие сильные! Они и работают, и по дому все успевают, и в постели, и детей воспитывать!» «Что правда, то правда, - согласилась одна из моих подруг, - один русский поэт даже сказал, что русская женщина и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет!» «Вот это да! - восхитился интурист. - А у нас бы и конь убежал, и дом сгорел, а муж судился бы со страховщиком!» И все еще прихохатывая от одной мысли, как его иностранная жена влетает в горящую избу верхом на коне, наш собеседник отправился в соседний зал. И вот тут, совсем как Анфиса Чехова в небезызвестном шоу, я задумалась: а зачем? Зачем надо быть сильной, причем все время? Кому надо? Это как в анекдоте про человека, который всю дорогу бежал впереди поезда. Его спросили, почему он не сядет в вагон, как все нормальные люди, или не свернет в сторону. «А чтоб не расслабляться!» - выкрикнул он на бегу. Вот так и мы, никак не расслабимся, все готовим себя для каких-то неведомых испытаний. А сами согнемся, скукожимся и чешем, как та мымра из фильма. Зато сильные, пахать можно! И пашут, пашут.
И еще другой примерчик. Бабушка моя, вполне себе здоровая и сильная духом женщина, до самой смерти моего деда не знала, где ближайший «Электросбыт» и есть ли у нас в доме молоток. Не женское это дело – гвозди забивать, а также платить по счетам и вызывать сантехника, считал дедушка. Он прекрасно знал, что случись с ним что, она справится, и она это знала. Но не спешила вырывать у него эти дела и браться за них самой. Так приятно быть слабой, когда есть на кого положиться, не так ли?Другое дело, что такое встречается редко, к сожалению. В нашем прозападном городе. Да и вообще, в современной жизни. Мы вообще такие удобные стали, совсем как японки! Это у них, в Японии, женщина несет сумки с продуктами сама, даже если рядом идет муж. Это нормально. И в ратующей за всеобщее равенство Америке нормально, если женщина сама открывает дверь, даже тяжелую. А для нас это НЕнормально, у нас более традиционное общество, и женщина всегда считалась слабым полом, который нужно оберегать и защищать! Так зачем мы сами себе вредим, зачем превращаемся в сильных? Разве счастье в силе?
Агата (имя изменено) - моя подруга. Подруга, у которой все в порядке, все под контролем. Вы видите ее на экранах одного из петербургских каналов, она водит отличную машину, которую купила сама, и каждые полгода ездит в отпуск. А дома у Агаты сидит муж, точнее, половину времени он лежит на диване. Агата, несколько смущаясь, объясняет нам, что он ищет себя. «И уже довольно долго», - мысленно добавляем мы. Если честно, мне и другим нашим подружкам кажется, что он просто бессовестный лентяй-ипохондрик. То у него лапы ломит, то хвост отваливается. В общем, этот субъект находится на полном Агатином обеспечении. Еще и недоволен, командует с дивана, мол, кофе переварила, в следующий раз будь внимательней! Вот скажите, нормально это? Сильная женщина и муж, свесивший на ее шее ножки.
А с другой стороны, у меня есть знакомая, которая такая слабая, что слабее не бывает! Назовем ее Вита, имя изменено тоже, потому что ничего приятного о ней я сейчас не скажу. Так вот, Вита. Вита счастливо живет в гражданском браке с сильным мужчиной. То есть, может быть, он бы и не был таким сильным, но Вита шагу ступить не может без него! Муся, повесь штору, Муся, поменяй мне шины, Муся, купи мне лекарства, у меня ужасно разболелось горло! Доходит до того, что и готовит тоже Муся, а Вита смотрит ТВ и красит ногти. Абсурд какой-то, женщина уже и не стирает, и не гладит, да что там – яичницу не пожарит! Но зато, надо отдать должное Вите, она выдрессировала мужа, настроила его на программу круглосуточной защиты себя любимой. Конечно, слабой она больше притворяется. Все может-умеет, но зачем, как говорится, напрягаться?
Это все, разумеется, крайности. Ни Агату, ни Виту я вам в пример не ставлю, упаси Боже. И вообще, никого учить не собираюсь, все девушки взрослые и самостоятельные. Но просто хочется, чтобы у нас было чуточку меньше этой самой самостоятельности! Без нужды, без веской на то причины. Если вдруг придется – не отвертимся, будем сильными, с конями, с избами – со всем разберемся! Но зачем добровольно становиться «тяжелоатлетками»?
Вот результаты самого что ни на есть настоящего соцопроса. Я месяц была в творческом отпуске за рубежом, много путешествовала, еще больше общалась. И спрашивала, спрашивала мужчин, что они думают о сильных женщинах. Точнее, вопросов было три:
Имена респондентов настоящие, ответы честные.
Рич (28), Великобритания, Лондон
Александр (40), Житомир, Украина
Хамди (24), Суэц, Египет
Евгений (35), Санкт-Петербург, Россия
Шайн (37), Килдерк, Австралия
Я всегда на стороне женщин, нашу солидарность еще никто не отменял, но тут уж извините меня, дамы, я соглашусь с мужчинами. Слабый пол, он и должен быть слабым. Ничего ретроградного или женоненавистнического в этом нет, так было и так должно быть. Сама заработала денег, сама все купила, сама сделала ремонт, в отпуск поехала тоже сама – выходит, мужчине в этой самостоятельной жизни и места нет? Так, эпизодическая роль, в общем сценарии незначительная. Но есть среди опрошенных мужчин и другая точка зрения: если вдруг слабый пол становится сильным, то это не от хорошей жизни. А скорее всего, либо от отсутствия настоящего мужчины рядом, либо от того, что мужчина вроде под боком, но назвать его настоящим мужчиной язык не поворачивается. Слабенький, того и гляди пропадет! Но ведь он нам не сын! Это же муж, гражданский муж, бойфренд – зачеркните ненужное. И таких вот сыночков в России на самом деле все больше и больше.
Вот какая получается ситуация: с одной стороны, быть сильной женщиной – это ключ к успеху. Не бояться работы, борьбы за место под солнцем, не плакать, когда обидно, не сдаваться, когда трудно. И вот сильная женщина, вся такая самодостаточная и состоявшаяся, образованная карьеристка или перспективная невеста, или даже мать семейства, идет по Невскому. Или едет, неважно. Смотрит по сторонам – ищет себе достойную пару. Кто же это должен быть? Полная противоположность, то есть робкий меланхоличный мужчина, которого ей придется холить и лелеять, как малое дитя? Такого найти несложно, да только нужен ли он сильной женщине? Второй вариант: сильный мужчина, даже еще более уверенный в себе и успешный, этакая незыблемая гора, опора и тыл. Хорошо бы, но где вы таких видели, не в Красной ли книге? Может быть, в Пулково, между деловыми рейсами? Была я там вчера, не встретила! Такой мужчина действительно редкость. И почему их еще не клонируют? Что же делать? Получается, что сильные женщины обречены либо на няньканье с неудачниками, либо на бесплодные поиски мужчины мечты. Они знают себе цену, поэтому и требования к партнеру высоки, порой настолько, что соответствовать им может только «такой, как Путин». Слишком многого хотим от мужчин, буквально все и сразу! Вот и на сайтах девушки такое пишут. Посмотрите, свежее, только вчера прочитала. И не какие-то, а наши питерские барышни! (Имена изменены, разоблачений не бойтесь.)
Настя (29): Я ищу не мальчика, но мужа. Надоели инфантильные папенькины сынки, мажоры, даже в 30 лет не созревшие для семьи. Я уже состоялась в работе, теперь пора браться за семью. Мой избранник должен быть материально и морально готов к семье и детям! (*Чувствуете командные нотки? Браться за семью! Должен быть готов, всегда готов!)
Ольга (34): Мне нужен мужественный, решительный, способный на поступки и смелые решения мужчина. Состоявшийся в жизни, умеющий работать и зарабатывать. Любящий театр, музыку и не склонный к просиживанию штанов перед телевизором. (*Я уже влюбилась в этот идеальный экспонат, но, боюсь, он не существует!)
Наталья (31): Разочарована в первом браке, муж оказался полным ничтожеством. Не смог ни обеспечивать, ни заниматься воспитанием сына. Ищу того, кто преуспеет и в том, и в другом. (*Я бы на месте потенциального кандидата трижды подумала, а вдруг меня тоже потом полным ничтожеством назовут, да ну ее, связываться.)
Оксана (26): Настоящие мужчины, где вы, ау? Неужели вы все остались в рыцарских романах? Неужели вы перестали лазить в окна к любимым женщинам? Неужели перестали дарить миллион алых роз? Неужели вам сложно даже просто вкрутить лампочку? (*Неожиданный поворот, не правда ли?) Ведь все, все приходится делать самой!
Такие вот разные требования к кандидатам! От «полного ничтожества» до «способного вкрутить лампочку» – целая пропасть. Давайте найдем золотую середину. Конечно, можно мечтать о том, как однажды в голубом вертолете к нам прилетит настоящий супермен и снимет с нас все печали-заботы, и будет решать все проблемы, и беречь, и защищать. И тогда можно будет стать слабой, чтобы чуть что – нежно вскрикивать «ах, мне дурно!» и падать в обморок.
Можно ждать эту пору прекрасную, но скорее в Питере засияет вечное солнце, нежели все сильные петербурженки дождутся такой радости. Тогда остается работать с тем, что есть. То есть с обычными земными мужчинами, которые не поворачивают Неву вспять, но лампочку вкрутить вполне могут. И вообще все могут, если быть с ними помягче. Если не жалить их постоянно в их розовое ранимое эго, говоря: «Я сильная и успешная, а ты лузер! Сидеть, я сама все сделаю!» В конце концов, давайте договоримся быть к ним снисходительнее. Это будет наш женский заговор, хотя бы в масштабе одного отдельно взятого города. Ведь как верно заметил Оскар Уайльд, «Все мужчины – чудовища. Поэтому остается только получше их кормить». И тогда они станут совсем ручными, а нам можно будет расслабиться.
P.S. Была недавно в гостях, знакомый рассмешил: «Какое, - говорит, - самое древнее женское занятие? Правильно, все знают, ну не будем при детях… А мужское какое? Что, сдаетесь? Шашлыки жарить!» Похоже, это единственное, в чем женщины, даже сильные, пока не могут обойтись без мужчин.