«Разбитые сердца и обнажённые души»
(рецензия на спектакль по пьесе Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца» ;)
Ещё со времён первых цивилизаций в душе человека возникали противоречия. Разум или чувства? Деньги или любовь? Кто-то с лёгкостью выбирал что-то одно и шёл по выбранному пути до конца, а кого-то сомнения терзали всю жизнь. Шли годы, века, тысячелетия – а эти два вопроса всегда оставались актуальными, и энтузиасты всегда хотели найти окончательный ответ, решающий все проблемы этого глубоко больного ещё с рождения общества. Одним из таких энтузиастов стал драматург Бернард Шоу, написавший пьесу «Дом, где разбиваются сердца». Эта «фантазия в русском стиле на английские темы» пользуется заслуженной популярностью у драматургов. В Красноярске же эту пьесу можно увидеть в постановке Олега Рыбкина в Драматическом Театре им. А.С.Пушкина.
Обычно работы Рыбкина вызывают у меня отвращение. Экспериментируя и добавляя что-то своё, режиссёр не замечает, как разрушается авторская мысль, как исчезают характерные только для этого произведения особенности. В памяти сразу возникает ультралевый театр Колумба из «12 стульев» Ильфа и Петрова. Но в этот раз главный режиссёр театра смог именно этими «штрихами реставратора» полностью раскрыть замысел великого британского драматурга.
Первое, что при просмотре любого произведения бросается в глаза – это декорации. Дом-корабль, выполненный в довольно сюрреалистичной манере. Хрупкий каркас, остатки от пылавшего прежде очага, по-прежнему привлекающего сюда гостей. Вместо флага на мачте – два бюстгальтера, что уже интригует.
Второе, что бросается в глаза – это введение нового персонажа, который отсутствует у Шоу. «Музыковед» в исполнении Натальи Горячевой с одной стороны совершенно не нужна – она вклинивается в самые интересные моменты пьесы, рассказывает об авторах музыкального сопровождения, кричит на актёров, которые своим хождением по сцене постоянно сбивают её с мысли, возмущается тем, что в конце второго акта звучит песня, текст которой характерен скорее для «андеграунда», нежели для классической драмы… С другой стороны этот персонаж просто необходим для полного понимания произведения и для постепенного перехода действия пьесы от «серьёзного» к «абсурдному». И уже ближе к третьему акту ты понимаешь – без этого персонажа постановка была бы обречена на провал.
Актерский состав подобран неплохо. Всем с первых минут запоминается капитан Шотовер в исполнении Валерия Дьяконова. Сумасшедший старик, не желающий принимать любую другую точку зрения, кроме своей, во втором акте предстаёт перед нами в образе престарелого мудреца, главная задача которого «давать советы и исчезать». Он подкупает своим «стариковским» обаянием. Ирина Иванова, исполнительница роли Леди Эттеруорд, переигрывает, но делает это с умыслом – такой у неё персонаж, неспособный жить реальными чувствами. Ей просто необходимо переигрывать, иначе мы просто не сможем понять – а что беспокоит душу легкомысленной Ариадны? Исполнитель роли Альфреда Менгена выделяется только внешностью: он очень сильно похож на одну из одиозных личностей XX века – на Адольфа Гитлера. Умышленно ли режиссёр сделал этого персонажа таким? Мы не знаем, нам остаётся только гадать. Остальные же актёры ничем, к сожалению, не выделяются. Это один из недостатков постановки – у Шоу каждый персонаж, включая второстепенных, имеет яркую характеристику.
Кстати, о недостатках - когда в начале третьего акта Менген снимает штаны и заявляет, что «ему хочется обнажиться не только душевно, но и телесно» - это воспринимается как своеобразная метафора. Но, как известно, любая метафора может приобрести такой недостаток как избитость. Герои обнажаются 4 раза, что начинает вызывать у зрителя вполне ожидаемое отвращение. А ещё постоянное хождение по «кораблю», акробатические трюки, которые бывают совершенно не к месту!.. Это, безусловно, не является украшением пьесы и отталкивает большую часть зрителей.
В целом можно сказать, что попытка донести творчество Шоу до масс была относительно удачной. Юмор классика был передан доступно, хоть и с небольшими излишествами. И пускай остальные критики ругают Рыбкина за «полутона» и «натяжку во многих эпизодах», мне кажется, что режиссёр вложил много сил в своё творение. Хотелось бы, чтобы пьеса продолжала появляться на сцене «Пушки» и с каждым годом получала признание театралами.
Вы знаете, что делать.