romanovich:
Творчество
Я бы рассказала, если бы собиралась написать книжку в стиле «как добиться успеха и всё такое». Но, во-первых, успеха в нужной мере я пока не добилась, а во-вторых, не сливать же секретные методы самосовершенствования бесплатно. Спокойно, спокойно. Шучу.
Просто - «нет», тут каждый сам себе проламывает выход и протаптывает дорожку.
Но могу сказать о правилах, которые я для себя вывела. Подчёркиваю, для себя.1. Никогда не делать бесполезной бессистемной работы – того, что нельзя потом собрать в стопочку и предъявить хотя бы самому себе.
2. Заканчивать каждый проект, который затеваю. Иногда, правда, я делаю это в ущерб качеству, приделываю хвост, когда до задницы далеко, но это результат трудного детства. И так слишком много не доведено до конца, и не зря бабушка говорила, что недоеденная булочка будет во сне за мной гоняться – на самом деле иногда снятся безглазые кукольные головы, которые пищат «мама, роди меня хоть куда-нибудь».
3. Никогда не работать бесплатно ни на кого, кроме себя. Это не значит, что нельзя «творить для души» - очень даже нужно, за жж, например, сам боженька заповедал денег не брать, а наоборот, приплачивать. Могу подарить текст в благотворительную книжку. Но коммерсанты – не дети-инвалиды. Какие бы замечательные люди ни приглашали меня в свои проекты без материальной базы, за будущий доход, – спасибо, нет. На своё имя я буду работать на собственной территории, под собственным знаменем, а на чужое – только за плату. Если захочу внести лепту, заработаю и отдам деньгами, но не трудом.
4. Быть дорогим специалистом. Если пойдёт слава, что я дешево стою, бОльшего никто никогда не предложит. Когда работы становится слишком много, нужно повышать цену. В нынешних условиях заказчики, наоборот, норовят заплатить меньше, чем прежде. Если очень хочется, то согласиться можно – но с условиями. Или меньше сделать по объёму и хлопотам, или получить какой-то другой профит. Это очень важно – хотя бы в собственных глазах не оставаться проигравшим, безнадёжно отступив по всем фронтам. Хоть сапоги с трупа снять…
5. Вовремя сдавать тексты. Это полезно для репутации и в смысле личной дисциплины.
6. Работать хорошо и в формате, не презирать заказчика и аудиторию. Если впадлу творить с кем-то на одном поле, нужно сразу отказаться. Если мало сил и времени – тоже лучше отказаться. Или спросить Очень Много Денег, чтобы потом отдохнуть, и ещё осталось. Но если взялась, делать со всем уважением. Нет плохих читателей – есть плохие авторы.
7. Стараться пристроить всё, что сделала хорошо. Или подарить, или обменять на деньги, но не оставлять на полках/в столе/в компе – чтобы оно не смотрело на меня жалкими глазами. Если ты не востребован, ты не гений, а дрочер. Только не надо мне сейчас притаскивать за руку упирающегося вангога или всех тех, кто при жизни сосал за копейки, а потом обрёл признание и очень красивую могилку. У меня нет посмертных амбиций. Не продаётся искусство – перейди на ремесло, всё равно его отделяет пропасть от халтуры, которая действительно постыдна.
8. Не делать больших расходов на проект до получения первых денег. Поясню. Свой первый ноут я купила на гонорар от первой книжки. Не наоборот – сначала купить ноут, чтобы с комфортом писать в кофейнях, представляя, что ты Франсуаза Саган или, не приведи господи, Хемингуэй. Искусство желательно производить как паук - из жопы на собственном ресурсе, по крайней мере, сначала.
9. Заниматься благотворительность внутри профессии. Если есть лишняя работа – делиться, если есть связи – помогать. Во-первых, тем самым увеличиваешь армию «своих». Это сейчас нам тридцать и нас не видно, когда нам будет 45, нужно, чтобы «наши» были везде. Чем больше в моей среде соберётся друзей, тем комфортнее эта среда станет. Во-вторых, надо обязательно расплачиваться за везение (которое неизбежно) тем, что давать шанс кому-то ещё.
Марта Кетро