Для проведения эксперимента
американский социальный психолог
Стэнли Милгрэм набрал многочисленных психически здоровых и стабильных добровольцев. Суть опыта заключалась в том, что испытуемый, выполнявший роль ассистента экспериментатора, получал приказ, противоречивший элементарной гуманности: человек, играющий роль «учителя» должен был давать удар электрическим разрядом испытуемому, игравшему роль «ученика», когда он неправильно отвечал на вопросы. С каждым неправильным вопросом сила тока увеличивалась, а крики и мольбы «ученика» отражали усиление ударов. «Учителям» сказали, что они участвуют в программе по разработке новой системы запоминания информации, но они не знали о том, что электрические разряды были ненастоящими, а «учеников» играли профессиональные актеры. Если испытуемый проявлял колебания, экспериментатор заверял его, что берет на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен. Полученные результаты поразили всех, кто имел отношение к эксперименту, включая самого Милгрэма. Так, в одной серии опытов 82,5% испытуемых продолжали эксперимент, когда «ученик» начинал кричать от боли при напряжении 150 вольт, а 79% испытуемых дошли до конца: вместо того чтобы сжалиться над жертвой, они слепо следовали указаниям экспериментаторов о том, что «ток надо усиливать», и продолжали увеличивать напряжение до критической отметки 450 вольт, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Любопытно, что некоторые добровольцы продолжали нажимать кнопку и при напряжении в 450 вольт, когда актер переставал реагировать, и это должно было показать, что он уже находится без сознания.