часто ли мы расстраиваемся, что не поняли кого–нибудь? а может быть, чаще страдаем от того, что не понимают нас? конечно, чаще случается второе. когда не понимают нас, нам бывает обидно. мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. мы переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. мы уверены, что сами способны понять, да и понимаем всех их, а вот они…
достаточно ли, например, у нас воображения? ведь воображение, по точному замечанию одного из писателей, нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. воображение нужно для того, чтобы охватить мысленным взором потаённые уголки человеческой души. без воображения нет образа мира и образа человека. а без этих образов жизнь становится плоской и упрощенной.
но чтобы понять человека, одного воображения мало, нужно ещё и пристальное внимание к людям, стремление всмотреться, вслушаться с доброжелательным сочувствием, с сердечным участием. нужно сострадание, которое побуждает нас прислушаться не только к словам, но и к интонации, вглядываться не только в явное, но и в незаметное. при таком отношении разность взглядов и чувств никогда не переходит в непонимание.