Моло́га — город, располагавшийся при впадении реки Мологи в Волгу и затопленный Рыбинским водохранилищем. Место, где был город, находится в южной части водохранилища, в 5 км на восток от острова Святовский Мох.
Молога находилась в 32 км от Рыбинска и в 120 км от Ярославля в местности богатой водами, при слиянии реки Мологи с Волгой. Ширина Мологи против города составляла 277 м, глубина от 3 до 11 м. Ширина Волги была до 530 м, глубина от 2 до 9 м. Сам город находился на довольно значительной и ровной возвышенности и тянулся по правому берегу Мологи и по левому Волги. До железнодорожных сообщений, причём Молога осталась в стороне от них, пролегал здесь оживлённый Петербургский почтовый тракт.
Время первоначального заселения местности, где стоял город Молога, неизвестно. В летописях наименование реки Мологи в первый раз встречается под 1149 годом, когда великий князь Киевский Изяслав Мстиславич, воюя с Юрием Долгоруким — князем Суздальским и Ростовским, сжёг все сёла по Волге до самой Мологи.
В конце XIX века Молога представляла собой небольшой узенький длинный город, принимающий оживлённый вид во время нагрузки судов, продолжавшейся весьма недолго, а затем погружавшийся в обычную сонную жизнь большей части уездных городов. От Мологи начиналась Тихвинская водная система, одна из трёх, связывающих Каспийское море с Балтийским. Несмотря на то, что из проходящих около 4,5 тысяч судов останавливались здесь лишь немногие, движение их не могло не отражаться на благосостоянии жителей, открывая им возможность к снабжению судорабочих съестными припасами и другими необходимыми предметами. Кроме прохода упомянутых судов, на Мологской пристани ежегодно грузилось более 300 судов хлебом и другими товарами, на сумму до 650 000 р., и почти такое же число судов здесь разгружалось. Сверх того в Мологу пригонялось до 200 лесных плотов. Общая ценность разгружающихся товаров доходила до 500 000 руб. При всём этом город более оживлённый вид принимал только во время нагрузки судов, продолжавшейся весьма недолго, а затем погружается в обычную сонную жизнь большей части уездных городов.
14 сентября 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. По первоначальному проекту подпорный уровень (высота зеркала воды над уровнем моря) Рыбинского водохранилища должен был составлять 98 м. 1 января 1937 года эта цифра была изменена на 102 м, что увеличивало количество затапливаемых земель почти вдвое. Увеличение подпорного уровня было связано с тем, что эти 4 метра позволяли увеличить мощность выработки Рыбинской ГЭС с 220 до 340 МВт. Город Молога лежал на отметке 98 м над уровнем моря и, таким образом, попадал в зону затопления. Осенью 1936 года моложцам было объявлено о грядущем переселении. Местные власти решили уже до конца года переселить около 60 % жителей города и вывезти их дома, невзирая на то, что было невозможно успеть за два месяца, оставшихся до замерзания Мологи и Волги, кроме того, сплавляемые дома остались бы сырыми до лета. Однако, выполнить это решение не удалось — переселение жителей началось весной 1937 года и длилось четыре года.Согласно официальным данным в ходе переселения погибло около 250 человек (в том числе те, кто вообще отказался покидать свои дома). К 1947 году территория города была окончательно затоплена.
В 1992—1993 годах уровень Рыбинского водохранилища понизился более чем на 1,5 метра, позволив краеведам организовать экспедицию на обнажившуюся часть затопленного города (были видны мощёные улицы, контуры фундаментов, кованые решётки и могильные плиты на кладбище). В ходе экспедиции были собраны интересные материалы для будущего музея Мологи и снят любительский фильм.
В 1995 году в Рыбинске был создан Музей Мологского края. В июне 2003 года по инициативе общественной организации «Землячество мологжан» Администрацией Ярославской области был организован Круглый стол «Проблемы Мологского края и пути их решения», на котором В. И. Лукьяненко впервые выдвинул идею создания Национального парка «Молога» в память о затопленном городе.